Техобслуживание автомобиля
Меня часто спрашивают, как обслуживать автомобиль. Чтобы каждый раз не отвечать одно и тоже, я написал эту статью.
Обслуживание автомобиля требуется не тогда, когда он новый.
Наоборот, когда машина в годах, ей нужно повышенное внимание.
Это как с людьми - в 20 лет не нужны кремы, фитнес, режим дня и питания. Ты и так здоров, красив и полон сил.
А в 40 лет лучше уже следить за собой - будет дешевле :-)
Вот и с машиной так. В новом автомобиле можно менять только масло в двигателе - что некоторые официальные дилеры и делают, хотя берут плату за полное ТО :-).
Итак, когда и как обслуживать автомобиль:
Все технические жидкости надо менять раз в 2 года, даже вне зависимости от пробега.
По регламенту многие жидкости якобы служат долго, а то и залиты навсегда.
Регламент делается так, чтобы затрат у покупателя новой машины было как можно меньше - конкурентное преимущество.
К подержанным машинам рекомендации производителя не подходят!!!
У подержанной машины уже есть хоть и небольшой, но износ узлов, заводские жидкости потеряли часть своих свойств.
Все рекомендации по замене масла и т.д. рассчитаны на идеальные условия, которых на практике не бывает.
Это как расход бензина, на бумаге 10 литров, на практике 12-13 литров на 100 км.
Итак, что делаю я сам и что рекомендую своим друзьям и заказчикам:
- Замена масла в двигателе - раз в 7,5 т.км, или раз в год. (Здесь и далее - работа и запчасти на примере "Тойота Авенсис", цены на работу московские.)
Это в принципе все знают, но обычно меняют реже, типа ничего не будет. Может не будет, а могут появиться задиры на цилиндрах - если, к примеру, дать нагрузку на двигатель.С нормальной периодичностью смены масла сбивают владельцев дилеры новых машин, устанавливая периодичность смены масла в двигателе в 15 -20 т.км. При таком обслуживании новая машина в 100 т. км начинает есть масло – двигатель уже имеет износ.
Двигатель изнутри покрывается закоксовавшимся маслом - оно похоже на мебельный лак. Естественно, ни о какой нормальной работе двигателя уже речи не идет.
В Москве, по моему мнению, раз в 7,5 т.км надо менять масло - не реже. То пробки, то скорость движения 100 км в час и резкие ускорения.
В регионах, если Вы особо не гоняете, то можно менять масло раз в 10 т.км.
- Замена воздушного фильтра – раз в 7,5 т.км – 1 т.р.
Производители рекомендуют менять фильтр раз в 20-30 т.км, но посмотрите, во что он превращается после 7,5 т.км пробега по относительно чистой, не пыльной Москве.
Рядом для наглядности лежит новый фильтр.
Последнее фото - фильтр с «чистой стороны», с той, которой фильтр обращен к двигателю.
При дальнейшем использовании старого фильтра эта пыль будет попадать внутрь цилиндров, вызывая повышенный износ двигателя. Т.е., двигатель вместо положенных 400 т.км пройдет 200 т.км.
- Замена жидкости в АКПП – раз в 15-30 т.км либо раз в 3 года – 2-8 т.р.
Замена бывает методом частичной замены - "слил-залил". Это дешевле (около 2 т.р.), но жидкость меняется не вся, поэтому сроки замены сокращены - раз в 15 т.км. Если менять жидкость полностью на специальном автомате (около 8 т.р.), то достаточно менять её раз в 30 т.км
В Москве и др. крупных городах, а также при активном вождении жидкость изнашивается очень быстро. У новой машины уже к пробегу 60 т.км она становится темной, теряет свои свойства. АКПП - узел сложный, где есть насос, подшипники скольжения, гидроклапаны – все это должно находиться в чистоте и хорошо смазываться.
Вот фильтр жидкости АКПП - его тоже надо менять хотя бы изредка - он забивается продуктами износа, снижается давление в системе, и капремонт АКПП не за горами, стоимость которого от 80 т.р.
При смене масла в описанном мною режиме АКПП "Тойоты", например, служат до 500 т.км.
Техобслуживание АКПП со сменой масла производится также каждый раз после того, как Вы буксовали в грязи, двигались со скоростью близкой к максимальной более 30 минут. При тяжелых режимах работы жидкость АКПП перегревается, активно окисляется и теряет свои свойства.
Обязательно проверяйте уровень жидкости в АКПП хотя бы изредка, у каждого производителя свой алгоритм -см. инструкцию к своему авто.
- Салонный фильтр – вместе с заменой масла в двигателе через 7,5 т.км - 1 т.р.
- Замена жидкости ГУР – раз 50 т.км или раз в три года - 1,5 т.руб.
Жидкость ГУР гигроскопична, насасывает влагу из окружающего воздуха. Зимой такая жидкость замерзает, руль начинает туго вращаться, возможно выдавить сальники ГУРа, а также идет износ насоса ГУРа - ему сложно прокачивать густую жидкость.
- Замена охлаждающей жидкости - раз 50 т.км или раз в 3 года – 2 т.р.
В современных охлаждающих жидкостях много химических добавок, которые образуют защитную пленку на внутренней поверхности радиатора. Через некоторый пробег эти добавки разрушаются, и радиатор может дать течь.
Результат минимум - замена радиатора и трубок охлаждения, максимум - капитальный ремонт перегретого двигателя, или капитальный ремонт АКПП - радиаторы АКПП и двигателя совмещены, антифриз смешивается с жидкостью АКПП и коробка выходит из строя быстро и практически незаметно.
Ремонт АКПП выливается примерно в 80 т.р. , я сталкивался со случаями смешивания антифриза и жидкости АКПП на 7 летних "LC Prado", у которых не меняли антифриз с завода.
Кроме того свежий антифриз смазывает помпу, препятствует образованию грязи и ржавчины.
- Замена тормозной жидкости – раз в 50 т.км или в 3 года - 1,5 т.р.
Жидкость DOT гигроскопична, засасывает влагу из окружающего воздуха. Эта влага в тормозной жидкости может привести к ее вскипанию в области передних тормозных дисков при интенсивном торможении, и нажатие на педаль тормоза приведет только к сжиманию воздуха в трубках, без торможения.
Зимой не замененная тормозная жидкость становится густой, возможны повреждения главного тормозного цилиндра. Кроме всего этого, влага является причиной появления ржавчины в тормозных цилиндрах, что приводит к потекам и преждевременному ремонту, а так же риску внезапно остаться без тормозов.
- Замена трансмиссионного масла в мостах – раз в 50 т.км или раз в 3 года – 2 т.р.
Или замена производится после каждого погружения в воду – через сапун вода попадает в редукторы мостов, и результат - выход мостов из строя.
- Сход-развал - раз в 2 года или раз в 100 т.км - 2 т.р.
Сход развал сбивается и при простой езде, и при замене деталей в подвеске.
- Замена топливного фильтра – раз в 120 т.км, 4 т.р.
Сильно зависит от качества бензина в вашем регионе, если бензин плохой, то вдвое чаще.
- Замена свечей – раз в 40 т.км - 0,5-2 т.р.
Тоже сильно зависит от качества бензина и качества свечей.
Иридиевые или платиновые свечи - дороги, но ходят по 100 т.км – на качественном бензине это реально.
Если бензин не очень – раз в 40 т. км.
Если не менять – неисправные свечи могут испортить катушки зажигания – от 5 т.р.
- Промывка инжектора и дроссельной заслонки – раз в 50 т.км или в 2 года - 2-3 т.р.
Данная процедура сильно зависит от качества бензина. В Москве на сетевых заправках бензин хороший, лучший бензин на "ЛукОйле". Если бензин с «моющими присадками» (у "ЛукОйла" он называется «Экто»), то промывки инжектора и дроссельной заслонки требуется через 5-6 лет и 150 т.км.
Без промывки форсунки начинают не распылять, а брызгать струйкой, машина теряет приемистость (мощность), будет плохо заводиться, плавают обороты холостого хода, повышенный расход бензина.
- Приводной ремень - замена по его состоянию, (растрескивается) - 1,5 т.р.
- Дезинфекция кондиционера – раз в год, 0,5-1,5 т.р.
В системе кондиционирования машины накапливается влага, и если не менять во время салонный фильтр, то и пыль с мусором.
Со временем на испарителе и в воздуховодах развивается патогенная микрофлора, которая дает неприятный запах тухлых тряпок.
Если не делать профилактическую дезинфекцию и не менять во время салонный фильтр, то через 3-4 года придется разбирать панель приборов и вычищать грязь с испарителя вручную.
Это и недешево - примерно 6 т.р., и потом панель может начать издавать посторонние звуки - пластиковые клипсы не любят лишней разборки.
Профилактическая дезинфекция стоит недорого, можно сделать самому - нужно только купить спец. жидкость за 500 р., инструкция как это сделать есть на баллончике. Можно сделать это на сервисе - примерно за 1,5 т.р.
- Диагностика подвески - делается с заменой масла - 0,7 т.р.
Незамеченные во время порванные пыльники ШРУСов, например, приведут к дорогостоящему ремонту. Тут же проверяются тормозные колодки и диски, состояние покрышек (отсутствие грыж) и их износ.
- Замена ремня ГРМ (если двигатель оснащен им). - 6-17 т.р.
Меняется раз в 100 т.км. или раз в 5 лет.
Если автомобиль бюджетный - собранный из недорогих запчастей – корейский, французский, китайский, то состояние ремня ГРМ лучше проверять не реже одного раза в два года или в 50 т.км, т.к. были случаи его обрыва на 50-60 т.км – ремонт от 100 т.р.
Заключение
Если Вы купили высококачественный автомобиль - например "Тойоту", то перечисленные работы - это все, что Вам придется делать на протяжении 10 лет и 250 т.км. Далее может потребоваться замена больших деталей в подвеске - это уже зависит от качества дорог, по которым Вам приходится ездить и от скорости, с которой Вы проезжаете неровности.
Собирайте чеки на запчасти и работы по техобслуживанию автомобиля, складывайте их в папку с другими документами на авто - в будущем так Вам будет значительно легче продать машину. Покупатель будет уверен в том, что износ агрегатов минимально возможный, все будет служить и не выйдет из строя.
Новый владелец будет знать, что и когда менялось, и ему не надо будет менять все жидкости сразу.
Если есть какие-то вопросы, хотите дополнить -пишите
Влад Лиходиевский
lihomobil.ru
октябрь 2012 года
|